Исследования на шаттле Атлантис: невесомость снижает иммунитет

Опубликовано: 03.09.2018

Длительное пребывание в условиях невесомости вызывает в организме человека стресс иммунных клеток. Из-за этого снижается способность иммунной системы эффективно противостоять патогенным микроорганизмам и токсинам, свидетельствуют данные, полученные во время последнего полета шаттла Атлантис.

По словам Раша Хаммамие (Центр экомедицины Армии США), ранее ученым уже было известно о том, что в условиях отсутствия гравитации значительно изменяется активность бактерий, а кроме того, снижается скорость заживления различных ран.

«Мы заинтересовались, как меняется реакция иммунной системы на патогенны? После того, как астронавты поместили токсин в культуры с клетками, многое стало понятно. Оказалось, что клетки не могут достойно противостоять бактериям или токсинам, потому, что вынуждены бороться с микрогравитацией», - сообщил Хаммамие.

Работа иммунной системы в условиях космоса отслеживалась учеными во время полета шаттла Атлантис к МКС, состоявшегося в июле 2011 г. На МКС был доставлен контейнер, в котором находился питательный раствор  с иммунными клетками. Их состояние контролировалось экипажем шаттла, аналогичные действия производились биологами на Земле.

На 7-й день от начала эксперимента в сосуд с клетками был добавлен липополисахарид – основной компонент клеточных стенок грамотрицательных бактерий (бактериальный токсин). В норме иммунная система должна активно прореагировать на его появление, что дает возможность оценить ее «боеспособность».

После того как Атлантис вернулся на Землю, исследователи сравнили содержимое «земных» и «космических» контейнеров. В результате было обнаружено, что клетки, побывавшие в космосе, были аномально пассивны и почти не противостояли токсину. По мнению ученых, это может быть вызвано постоянным состоянием стресса, вызванным длительной борьбой с последствиями микрогравитации, которую вели клетки.

Полученные данные, говорят биологи, помогут в будущем более эффективно проводить подготовку путешественников на Марс и другие планеты.

В ранее проведенных исследованиях было также обнаружено, что невесомость мешает функционированию и нормальному росту растительных пыльцевых трубок, по которым происходит движение мужских половых клеток. Таким образом, условия полного отсутствия гравитации или микрогравитация значительно нарушают процессы размножения у растений, сообщает РИА Новости.