Загрузка...

§ 37. Головной мозг. Строение и функции заднего и среднего мозга »Народная Образование

Как осложнялась строение головного мозга позвоночных животных от рыб до млекопитающих (ил.103)?

103)

Ил. 103. Строение головного мозга: а - рыб; б - земноводных; в - пресмыкающихся; г - птиц, с - млекопитающих;

1 - обонятельные доли; 2 - большие полушария; 3 зрительные доли; 4 - мозжечок;

5 - продолговатый мозг; 6 - промежуточный мозг; 7- спинной мозг

Общая характеристика головного мозга. Головной мозг - высший отдел центральной нервной системы человека, где происходят сложные процессы анализа и синтеза информации, поступающей от органов чувств (ил. 104 а). Он содержится в полости черепа и занимает около 95% объема. Из-за больших затылочные отверстия мозг соединяется со спинным мозгом. Масса мозга новорожденного 330-400 г, а в 20 лет она достигает максимума. У взрослых масса головного мозга может значительно различаться (1 100-2 200 г), но уровень умственных способностей от массы головного мозга не зависит. Посудите почему.

Вам уже известно, что мозг покрыт такими же оболочками, и спинной. Они образуют единый покров центральной нервной системы. В центральном канале головного мозга, который продолжает канал спинного мозга, содержится черепно-мозговая жидкость (по составу и функциям такая же, как и спинномозговая). Эта жидкость вместе с кровью обеспечивает обмен веществ нейронов. В головном мозге, как и в спинном, есть белое вещество и серое вещество. Вспомните, с чего они состоят.

Серое вещество образует кору большого мозга и мозжечка; кроме того, в виде отдельных скоплений нейронов (ядер) она находится внутри белого вещества. Белое вещество образует проводящие пути, связывающие отделы головного мозга между собой и со спинным мозгом (ил. 104 б).

Головной мозг принято делить на три отдела (ил. 104 а): задний мозг (продолговатого мозг, мост и мозжечок), средний мозг, передний мозг (промежуточный мозг и большой, или конечный, мозг).

От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, регулирующих деятельность мышц головы и шеи, многих внутренних органов и воспринимают информацию от органов чувств. Среди них имеются чувствительные, двигательные и смешанные. Самый длинный из нервов - блуждающий, ветви которого есть во многих участках тела.

Строение и функции ствола головного мозга. Продолговатый мозг, мост и средний мозг образуют ствол головного мозга (ил. 105). Всем частям ствола мозга свойственны рефлекторная и проводниковая функции, что обусловлено особенностями их строения.

Продолговатый мозг (длиной 2,5-3 см) является продолжением спинного мозга и имеет четко выраженную сегментарное строение. Его серое вещество расположено так, как в спинном мозге и также отдельные ядра, разделенные белой веществом, которое образует проводящие пути спинного и головного мозга.

Ядра, находящиеся внутри белого вещества продолговатого мозга, являются центрами важных физиологических функций - дыхания, кровообращения, сердцебиение, пищеварение, а также безусловных рефлексов (чихания, кашля, жевания, глотания и т.д.).

Мост лежит выше продолговатого мозга и связывает его со средним. Это утолщенный валик с большим количеством поперечно расположенных волокон, которые образуют его белое вещество. Через мост проходят проводящие пути, несущие импульсы в восходящем и нисходящем направлениях. Серое вещество моста образует ядра в толще белого вещества. Мост регулирует рефлекторную деятельность органов вкуса и слуха, слюнных и слезных желез, глазодвигательных, жевательных и мимических мышц лица.

Средний мозг связывает городов и промежуточный мозг. Он состоит из ножек мозга и чотиригорбкового тела, в котором содержатся первичные центры зрения и слуха. Они обеспечивают возникновения ориентирующих рефлексов, проявляющихся в повороте головы и концентрации внимания в ответ на определенное раздражение. Эти рефлексы дают возможность организму быстро реагировать на раздражение и действовать в соответствии с ситуацией. В ядрах ножек среднего мозга есть центры, которые регулируют тонус мышц, координируют сложные движения. Средний мозг, действуя вместе с продолговатым мозгом и мостом, обеспечивает рефлексы позы и выпрямительные рефлексы, которые обуславливают стояния и ходьбы.

Строение и функции мозжечка. Мозжечок расположен позади продолговатого мозга (ил. 104 а). Он состоит из двух полушарий, связанных между собой образованием, который называют червяком. Многие ученые считают мозжечок частью ствола головного мозга, поскольку их строение, функции и развитие тесно взаимосвязаны. Однако между ними и существенные различия.

Вам уже известно, что поверхность полушарий снаружи покрыта корой из серого вещества, под которой содержится белое вещество. В толще мозжечка серое вещество

образует ядра внутри белого вещества, которая в разрезе имеет вид мелких листочков растения и напоминает дерево, из-за чего в древности мозжечок называли «деревом жизни». Мозжечок связан проводящими путями (чувствительными и двигательными) со спинным, продолговатым и средним мозгом, а через мост - с корой большого мозга. С рецепторами и рабочими органами непосредственной связи мозжечок не имеет.

По проводящим путям в мозжечок поступает информация от мышц, сухожилий, суставов, вестибулярного аппарата, двигательных центров коры головного мозга. Здесь она обрабатывается (часто под контролем большого мозга) и передается нисходящими путями к двигательным нейронам спинного мозга. Эта информация вызывает важную роль мозжечка в координации движений, регуляции равновесия тела и поддержании тонуса мышц. Повреждения мозжечка приводит к нарушению координации, равновесия, плавности движений и речи и тому подобное.

Повреждения мозжечка приводит к нарушению координации, равновесия, плавности движений и речи и тому подобное

Тема. Изучение строения головного мозга человека (по муляжами, моделями, пластинчатыми препаратами).

Цель: выяснить особенности строения отделов головного мозга научиться различать их на моделях, муляжах, пластинчатых препаратах.

Оборудование и материалы: разборные модели и муляжи головного мозга человека, пластинчатые препараты мозга человека.

ход исследования

Задача 1. Определение отделов головного мозга.

1. Рассмотрите разборную модель головного мозга человека. Разделите ее на две части. На одной из частей модели определите основные отделы головного мозга.

2. Найдите продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, большой мозг. Какие составляющие образуют ствол головного мозга?

3. На пластинчатых препаратах рассмотрите размещения серого и белого веществ в определенных частях ствола мозга, мозжечка и больших полушарий конечного мозга. Чем оно обусловлено?

Задача 2. Особенности строения полушарий большого мозга.

1. Рассмотрите на модели большие полушария головного мозга, борозды и извилины коры полушарий. Найдите правую и левую полушария и мозолистое тело, которое их соединяет.

2. Определите расположение больших борозд - центральной, боковой, затылочно-теменной.

3. Найдите доли большого мозга (лобную, теменную, височную, затылочную), на которые его разделяют глубокие борозды. Названия частей соответствуют названиям костей черепа. Как влияет на площадь коры большого мозга наличие борозд и извилин?

Сделайте вывод: в чем заключается связь строения определенных частей головного мозга с выполняемыми ими функциями?

Отделы головного мозга: задний, средний и передний. Ствол головного мозга: продолговатый мозг, мост, средний мозг. мозжечок

• В центральной части ствола головного мозга расположена ретикулярная формация (сетчатый образование). Она объединяет нервные клетки с очень разветвленными дендритами и длинными аксонами, которые образуют структуру, подобно сетки. Характерной особенностью нейронов ретикулярной формации является высокая чувствительность к воздействию химических веществ. Ретикулярная формация играет значительную роль в регуляции возбудимости и активности всех отделов центральной нервной системы, в частности в регуляции процессов сна и бодрствования.

• Масса головного мозга у мужчин составляет в среднем 1375 г, у женщин - 1275 г. На поведение и умственные способности этот показатель не влияет. Так, например, масса мозга выдающихся людей была разная: Ивана Тургенева - 2012 г, Дмитрия Менделеева - 1751 г, Ивана Павлова - 1653 г, Альберта Эйнштейна - 1230 г, Иоганна Вольфганга Гете - 1210 г. Зависит талантливость человека от массы мозга? Почему?

1. Из каких отделов состоит головной мозг? 2. Что образует ствол головного мозга? 3. Охарактеризуйте строение и функции: а) продолговатого мозга б) моста; в) среднего мозга мозжечка. 4. В чем заключаются рефлекторные и проводнику функции ствола головного мозга? Приведите примеры для каждого отдела.

5. По ил. 104 сравните строение головного мозга позвоночных животных и человека. Какие отделы головного мозга лучше развиты у представителей разных классов? 6. Какие особенности строения головного мозга человека свидетельствуют о более сложную организацию человека как биологического существа? 7. Какой отдел мозга задействован во время ориентировочного рефлекса, когда вы резко поворачиваете голову на стук книги, упала на пол? 8. Почему черепно-мозговые травмы в подзатылочной участке особенно опасными для жизни?

9. Докажите, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка. Сделайте в быстром темпе 5-10 глотков. Что почувствовали? Как объясните результат опыта? Убедитесь, что при отсутствии раздражителя (слюны) сделать глотательный движение невозможно.

10. Проследите координацию работы мышц, которая осуществляется под контролем мозжечка, при выполнении пальценосовои мозочковоьи пробы. Для этого закройте глаза, протяните вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком прикоснитесь к кончику носа. Посудите и выскажите предположение, что мозжечок контролирует точность движения пальца. 11. Отследите рефлексы среднего мозга, благодаря которым поддерживается равновесие тела. Станьте в неустойчивую позу так, чтобы одна стопа касалась носком к пятке другой стопы. Стопы должны находиться на одной прямой. Руки сложите в «замок», локти сомкните. Выполните аналогичные действия с закрытыми глазами. Что вы делаете, чтобы поддержать равновесие? Как можно объяснить различие в выполнении упражнения с закрытыми и открытыми глазами?

Это материал из учебника Биология 8 класс Мищук

Как осложнялась строение головного мозга позвоночных животных от рыб до млекопитающих (ил.103)?
Какие составляющие образуют ствол головного мозга?
Чем оно обусловлено?
Как влияет на площадь коры большого мозга наличие борозд и извилин?
Сделайте вывод: в чем заключается связь строения определенных частей головного мозга с выполняемыми ими функциями?
Зависит талантливость человека от массы мозга?
Почему?
1. Из каких отделов состоит головной мозг?
2. Что образует ствол головного мозга?
4. В чем заключаются рефлекторные и проводнику функции ствола головного мозга?

Загрузка...
Загрузка...

orake.ru - Раковые заболевания. Диагностика, лечение и профилактика раковых заболеваний